ВЫПУСК №4 (292):
март 2017 года

VII. АНАЛИТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

 
     

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ОГЛАВЛЕНИЕ ВЫПУСКА №4 (292)

АРХИВ ВЕСТНИКА

Секретарь ЦК КПРФ В.Ф.Рашкин

ОТДЕЛ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПАРТИЙНОЙ И КАДРОВОЙ РАБОТЫ

103051, г.Москва, Малый Сухаревский пер., д.3

Ответственные за выпуск:
С.И.Васильцов, С.П.Обухов

Литературный редактор –
Э.М. Харланова

Активность избирателей по районам и городам (ТИКам) на выборах депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации
18 сентября 2016 года

По итогам федеральных выборов депутатов Государственной думы ФС РФ 18 сентября 2016 года в целом в Российской Федерации в выборах участвовало 47,88% активных избирателей.

Среди 85 субъектов Российской Федерации наибольшую активность (см. карту-врезку) проявили избиратели Чеченской Республики (94,92% избирателей участвовали в выборах), Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик (соответственно 93,32% и 90,11%) и Республики Тывы (90,13%).

Более 80% активных избирателей приняли участие в выборах в республиках Дагестан, Северная Осетия, Мордовия и Ингушетия, а также в Кемеровской и Тюменской областях, а ещё в трёх субъектах РФ (республиках Татарстан и Башкортостан и в Ямало-Ненецком АО) явка избирателей на выборы превысила 69,9%.

В результате в этих 13 «наиболее активных» регионах РФ, где проживает только 13% избирателей России, в выборах участвовало около 22% всех участников выборов 2016 года, т.е. каждый пятый участник выборов проживал в этих регионах.

Повышенную активность (более 50%) проявили избиратели, проживающие на юге европейской части России (Брянская, Белгородская, Тамбовская, Орловская, Липецкая и Воронежская области), на территории Северного Кавказа (республики Адыгея и Калмыкия, Краснодарский край и Ростовская область), в Поволжье (республики Мордовия и Марий Эл, Пензенская, Саратовская, Самарская и Ульяновская области) и в отдельных субъектах Дальнего Востока (Республика Саха и Чукотский АО).

Наиболее пассивными участниками выборов проявили себя избиратели города Санкт-Петербурга (32,7% избирателей пришли на выборы), Томской, Иркутской и Новосибирской областей (соответственно 33,86%, 34,66% и 34,88%). Низкая явка на выборах была установлена в Пермском крае и в городе Москве (менее 36%), в Архангельской и Астраханской области, в Красноярском и Хабаровском краях (менее 37%), а также в Сахалинской и Ярославской областях и в Приморском крае (менее 38%). Интересно, что в этих регионах проживает более 24% всех избирателей, но в выборах участвовало только 17% всех участников выборов 2016 года.

Выборы депутатов Государственной думы Федерального Собрания 18 сентября 2016 года проводились по смешанной системе: 225 депутатов избиралось по партийным спискам и 225 депутатов – по одномандатным избирательным округам.

Среди избирательных округов субъектов Российской Федерации наибольшая активность (более 80%)  была установлена в округах тех же республик (Чечня, Карачаево-Черкесия, Тыва, Кабардино-Балкария, Мордовия, Северная Осетия), во всех округах Республики Дагестан (10, 11 и 12), Кемеровской (101, 102, 103 и 104) и Тюменской (185 и 186) областей, а также в 4 из 6 округов Республики Татарстан (27, 28, 29 и 30).

Активность избирателей более 69% была установлена в округах: №225 Ямало-Ненецкого АО, №166 Саратовской области, №90 Воронежской области, №26 Республики Татарстан, №3 и №8 Республики Башкортостан.

Минимальные показатели активности избирателей на федеральных выборах 2016 года были установлены в округах: №211 и №117 города Санкт-Петербурга (соответственно 30,93% и 30,75%), №138 Новосибирской области (31,9%), №96 Иркутской области (32,11%). Пассивно проявили себя избиратели округов: №218, №215, №212, №214 и №216 города Санкт-Петербург, №61 Пермского края, №94 Иркутской области, №182 Томской области, №199, №200, №197 и №203 города Москвы. Во всех этих избирательных округах активность избирателей не превысила 34%.

Среди почти 3 тысяч сельских районов, городов и районов крупных городов субъектов Российской Федерации, в которых были образованы территориальные избирательные комиссии , наибольшая активность (более 70%) была установлена:

- во всех ТИКах Чеченской Республики, Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик, Кемеровской области;

- в большинстве ТИКов Республики Татарстан (без 7 районов города Казань), Тывы (без Тере-Хольского района), Мордовии (без Рузаевского района), Северной Осетии (без Ардонского района), Ингушетии (без города Магас), Дагестан (без Хивского, Ахвахского и Цумадинского районов и города Буйнакска), Калмыкии (без западных районов и города Элисты), Тюменской области (без города Тобольска), Ямало-Ненецкого АО (без городов Салехард, Лабытнанги, Новый Уренгой и Губкинский);

- в большом числе территорий республик Адыгеи, Чувашии и Башкортостана, Белгородской, Воронежской, Пензенской, Саратовской, Самарской областях;

- в отдельных ТИКах Краснодарского края (Северский, Канинский, Новопокровский, Тихорецкий и Успенский районы, Восточный и Пригородный районы города Новороссийска),

- в отдельных ТИКах  Брянской области (5 районов юго-запада области),

- в отдельных ТИКах Липецкой области (Усманский, Елецкий и Хлевенский районы),

- в отдельных ТИКах Нижегородской области (11 районов севера и юга области), Орловской (9 окраинных районов юга, севера и запада области),

- в отдельных ТИКах Ростовской области (Верхнедонский, Каменский, Милютинский, Советский, Чертковский и Октябрьский районы),

- в отдельных ТИКах Тамбовской области (Мичуринский, Никифоровский, Токаревский и Уваровский районы),

- в отдельных ТИКах Ульяновской области (6 районов южной части области);

- в Анабарском, Оленёкском и Горном районах Республики Саха (Якутия),

- в Северо-Енисейском районе Красноярского края,

- в Аяно-Майском и Комсомольском районах Хабаровского края,

- в Новоземельском районе Архангельской области,

- в Алексеевском районе Волгоградской области,

- в Износковском районе Калужской области,

- в Скопинском и Александро-Невском районах Рязанской области,

- в Оленинском районе Тверской области,

- в Каменском районе Тульской области,

- в Нефтеюганском районе Ханты-Мансийского АО,

- в Певекском и Эгвекинотском районах Чукотского АО.

Более 60% активных избирателей (красный и оранжевый цвет на основной карте) приняли участие в выборах:

- в отдельных районах республик Башкортостан, Крым и Саха (Якутия), Краснодарского (в т. ч. в районах Новороссийска и в городе Тихорецке) и Ставропольского краёв, Белгородской, Брянской, Владимирской, Ивановской, Калужской, Липецкой, Нижегородской,  Орловской, Ростовской, Тамбовской, Тульской, Ульяновской областях;

- в Еравнинском и Окинском районах Республики Бурятии,

- в Волжском и Сернурском районах Республики Марий Эл,

- в Алнашском, Граховском и Малопургинском районах Удмуртской Республики,

- в Агинском районе Бурятского Агинского округа Забайкальского края,

- в Пенжинском, Быстринском и Соболевском районах Камчатского края,

- в Октябрьском районе Приморского края,

- в Тугуро-Чумиканском районе Хабаровского края,

- в Тындинском и Шимановском районах Амурской области,

- в городе Знаменск Астраханской области,

- в Новониколаевском и Фроловском районах Волгоградской области,

- в Ольхонском районе Иркутской области,

- в городских поселениях Мамоново и Янтарный Калининградской области,

- в Унинском районе Кировской области,

- в Большесолдатском районе Курской области,

- в Мошенском районе Новгородской области,

- в Седельниковском районе Омской области,

- в Бугурусланском и Асекеевском районах Оренбургской области,

- в Сычёвском районе Смоленской области,

- в Курильском районе Сахалинской области,

- в Ржевском и Старицком районах Тверской области,

- в Агаповском и Варненском районах и в городе Пласт Челябинской области,

- в Ханты-Мансийском районе Ханты-Мансийского АО.

Наибольшей пассивностью в ходе проведения федеральных выборов 2016 года (менее 40%) отличились избиратели большинства городов и районов крупных городов, а также:

- большинства районов городов Москвы и Санкт-Петербурга, Республики Карелия, Пермского края, Московской, Мурманской  областей,

- отдельных районов республик Бурятии, Коми и Хакасии, Алтайского, Забайкальского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краёв, Архангельской, Астраханской, Владимирской, Вологодской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Кировской, Костромской, Курганской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Псковской, Сахалинской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Челябинской, областей,

- в Турочакском районе и в г. Горно-Алтайске Республики Алтай,

- в городе Якутске Республики Саха (Якутия),

- в Елизовском районе и в городе Петропавловске-Камчатском Камчатского края,

- в Бурейском, Благовещенском и Сковородинском районах, в городах Благовещенск, Райчихинск и Прогресс Амурской области,

- в Ольском районе и в городе Магадане Магаданской области,

- в Облученском районе и в городе Биробиджан Еврейской АО,

- в Сургутском районе и во всех городах Ханты-Мансийского АО.

В заключение следует обратить внимание на то, что в Российской Федерации сформировались несколько зон, в которых активность избирателей превышает все допустимые рамки демократических процедур при проведении выборов.

Первая зона повышенной явки включает территории республик Северного Кавказа, где почти во всех районах и городах она превышает 80­­­–90%. К этой зоне примыкает ряд районов республик Адыгеи и Калмыкии, районов Краснодарского края и Ростовской области.

Вторая зона повышенной явки располагается в среднем Поволжье с центрами в республиках Татарстан и Мордовия, к которым примыкает большое число ТИКов в республиках Башкортостан и Чувашии, Самарской, Пензенской и Саратовской областях, а также южных районах Нижегородской и Ульяновской областей.

Третья зона повышенной явки располагается в Черноземье и включает большое число территорий Белгородской и Воронежской областей и примыкающих к ним отдельных районов Липецкий, Воронежской и Тамбовской областей.

Четвёртая раздвоенная зона повышенной явки включает ТИКи Тюменской области и Ямало-Ненецкого АО с примыканием к ним Нефтеюганского района Ханты-Мансийского АО.

Пятая так же сдвоенная зона повышенной явки включает ТИКи Кемеровской области и Республики Тывы.

Кроме того, по итогам выборов выявились отдельные микроцентры повышенной активности в ряде других субъектов РФ.

Итоги выборов 2016 года также продемонстрировали, что большинство городского населения не считает участие в федеральных выборах своей гражданской обязанностью.

На территории России, помимо городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, можно выделить также несколько зон пониженной активности избирателей.

Во-первых, зона северо-западной части РФ, которая включает ТИКи Республики Карелии, Архангельской и Мурманской областей с примыканием к ним отдельных территорий Республики Коми и Вологодской области.

Во-вторых, зона центральной европейской части России с районами и городами Московской области и примыкающие к ним отдельные территории Тверской, Ярославской, Ивановской, Владимирской, Нижегородской,  Рязанской, Тульской, Калужской и Смоленской областей.

В-третьих, двойная зона с включением территорий Ставропольского края и Архангельской области с примыканием к ней некоторых территорий Краснодарского края, Волгоградской и Ростовской областей.

В-четвёртых, зона Предуралья и Зауралья с центром в Пермском крае и Свердловской области, к которой примыкают отдельные ТИКи Курганской и Челябинской областей. Обособленно от данной зоны находится территория Оренбургской области, где также наблюдалась пониженная активность избирателей на прошедших выборах.

В-пятых, обширная зона Южной Сибири и Забайкалья, на территории которой только Кемеровская область, Республика Тыва и ряд локальных ТИКов других субъектов РФ не отличаются повышенной пассивностью избирателей.

В-шестых, зона южной части российского Дальнего Востока, включающая большинство ТИКов Приморского и Хабаровского краёв, Сахалинской области и Еврейской АО.

Автор данного материала обращает внимание всех заинтересованных активных  граждан Российской Федерации и в большей степени представителей политических партий на необходимость активной борьбы как с проявлением «повышенной активности» избирателей, так и с проявлением апатии избирателей.

Для этого необходимо не только проведение агитационно-пропагандистских мероприятий, активизация своих сторонников на низовом уровне участковых и территориальных избирательных комиссий, в городских и сельских поселениях, в городах и районах всех субъектов Российской Федерации, но также активизация партий в приведении выборного законодательства в соответствие с общепризнанными демократическими требованиями и ликвидация использования на выборах административного ресурса.

С.А. Елагин,

заведующий сектором Отдела ЦК КПРФ
по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний